Гигрофор золотистозубчатый, Hygrophorus chrysodon
Актуальное название (согласно Index Fungorum): Hygrophorus chrysodon
Шляпка: От 2 до 7 см в диаметре, выпуклая с подвернутым краем у молодых грибов, по мере роста становится плоско-распростертой, не раскрываясь, впрочем, до конца. Цвет — молочно-белый, поверхность в сырую погоду блестящая, клейкая, в сухую — матовая, кожистая. Край шляпки неравномерно покрыт мелкими золотистыми хлопьями, что является ключевым отличительным признаком этого гигрофора; в местах контакта кожица шляпки может желтеть. Мякоть белая, плотная, отчетливого запаха и вкуса не имеет, на изломе цвета не меняет, однако резко реагирует пожелтением на KOH.
Гименофор: Пластинки типичные для гигрофоров — очень редкие, с промежуточными пластиночками, глубоко низбегающие на ножку, белые, с возрастом слегка сереющие, нередко покрыты золотисто-желтым налетом.
Споровый порошок: Белый.
Ножка: Высота ножки существенно меняется в зависимости от условий произрастания (в диапазоне 3-9 см), толщина более-менее одинаковая на всей протяженности; форма часто извилистая, сложная. Поверхность ножки белая, так же, как и шляпка, неравномерно покрыта желтыми хлопьями и пятнами. По структуре — цельная, волокнистая, у пожилых грибов выполненная в срединной части.
Распространение: Гигрофор золотистозубчатый (золотистый) растет как в широколиственный лесах на богатой почве, образуя микоризу с липой, дубом, так и в хвойный (сосна, кедр); встречается часто, но плодоносит не обильно.
Сходные виды: Золотистые вкрапления позволяют уверенно отличить Hygrophorus chrysodon от всех прочих гигрофоров. Если они смыты дождями или временем, гриб опознать трудно.
Съедобность: Народная мудрость относит золотистый гигрофор к малоизвестным съедобным грибам. Без сомнения, его можно употреблять в пищу, однако ценность этого гриба является по меньшей мере неопределенной. В любом случае, плодоносит он слишком скудно и к гастрономическим экспериментам не располагает.
Замечания автора: Черная, дышащая сыростью земля без травы и кустарника, серые стволы лип и кленов, уводящие взгляд в зеленую гущу неба, иные стволы, полувывороченные, лежат уж горизонтально и тянут, тянут свои побеги вверх, словно память веков подсказывает, что когда-то была здесь засечная черта, и уж наверное, ни одна сотня крымских татар, украинцев и поляков нашла тут безблагодатное пристанище… Грибов тут, в толщах древних засек, считай и нет, и только вереницы тощих напочвенных опят появляются вдруг неведомо откуда, рассыпают белые свои следы по черной земле и пропадают вновь — на год, на два, на десять, словно духи древних завоевателей, пришедшие за данью и навеки застрявшие в чужом краю…
Словом, встретить здесь простой нормальный гриб, ничем не напоминающий о древнем зле, всегда интересно.
Молодые гигрофоры совсем малы; наверное, черная голая почва - единственный фон, на котором их отчетливо видно. К сожалению, фотографическое искусство бессильно передать изысканную окраску этих скромных, но удивительных грибов.
Всего каких-то пару дней - и гриб не узнать. В прямом совершенно смысле: позолота осыпается, и перед нами абстрактная "поганка" грязно-белого окраса. Ничего примечательного.
Ножка у золотистого гигрофора такая жилистая, что стоит гриб сорвать, как внутреннее напряжение превращает ее в лохмотья. Гриб совсем молод, богат еще золотистым опушением, а нога уже полая, трубчатая какая-то.
Стабильность - признак мастерства: золотистозубчатые гигрофоры появляются, и всегда понемногу, на заброшенной тропе в темном липовом лесу; в отличие от многих других представителей своего рода, на глубокую осень они свое плодоношение не откладывают.
Здесь хороши мелкие золотистые чешуйки, "зубчики", покрывающие края шляпки и опоясывающие ножку в месте крепления пластинок. Благодаря им золотистозубчатый гигрофор становится, не в пример сородичам, грибом очень узнаваемым. Опознать его легко даже по текстовому описанию; даже если ничего, кроме словосочетания "гигрофор золотистозубчатый", и не помнишь вовсе.
"Безумие - повторять одно и то же действие в надежде на новый результат". Да, я надеюсь ухватить хотя бы часть красоты этого гигрофора и постоянно его снимаю. Когда-нибудь же повезет!
Здесь вот неплохо проявлена пресловутая "золотистозубчатость". Она, напомню, везде, не только в пластинках - но злые дожди легко смывают изысканную позолоту почти со всей поверхности плодового тела..